Паяные соединения или причины неисправностей блоков управления британских автомобилей.
Побывал как-то в застенках нашего автосервиса MINI Cooper R53 с интересной плавающей неисправностью. Периодически, не имея характерно выраженных предпосылок, приборная панель начинала моргать, действительно, как новогодняя елка. А после него еще один такой же купер.
Неисправность возникала периодически и поймать ее за хвост никак не удавалось на одном MINI, но второй пациент скончался на хирургическом столе и мы с легкостью локализовали проблему и случай этот натолкнул на думы следующие…
Итак… начнем…
Как это порой случается, что такой не знаменитый — что кстати поразительно, по сей день, на весь белый свет, писатель, как Я, попытается именно здесь самореализоваться. Повествование будет протекать издалека… Неспешно, робкими шажками подводя читателя к причинам выхода различных блоков управления, составляющих начинку современных и не очень MINI, Land Rover или Jaguar.
В 19-м веке прогрессивное человечество столкнулось с феноменом, который некоторым людям стоил жизни, между прочим. Так экспедиция Роберта Скотта к южному полюсу сгинула из-за того, что баки с топливом были запаяны оловом. На морозе эта пайка “заболела”, обратилась в прах и горючее вытекло из баков. Во время войны 1812-го года, есть такая теория, вОйны Наполеона мало того, что были погоняемы русскими дядьками с вилами, а так же царскими войсками, но еще у захватчиков из-за морозов начинали разрушаться пуговицы на обмундировании и бежал француз в шинели на распашку, при лютом морозе. И все потому, что белое олово — прекрасный пластичный и недорогой металл, который служил для изготовления всякого, при отрицательной температуре трансформируется в олово серое, с которым каши не сваришь:) Серое олово имеет значительно менее плотную кристаллическую решетку. Настолько менее, что при температуре за -30 градусов Цельсия превращается из пластичного металла в рассыпчатый порошок.
Вот… Какая интересная история, которая не имеет никакого отношения к деградации паянных соединений )))))
Но для объяснения дальнейшего необходимо было прикоснуться к истории. Да и нам иногда хочется “повалять дурака”)
Люди достаточно быстро смекнули, что к чему и выяснилось, чтобы припой был стабильным, необходимо использовать олово в сплаве с другими металлами. То есть возникновение данного дефекта возможно при использовании олова высокой чистоты, порядка 99,99%. Таким образом, добавление примеси надежно гарантирует НЕвозможность
формирования «оловянной чумы».
Видов припоев много под самые различные нужды. Определенное время повсеместно успешно царствовали свинец-содержащие припои. Дешево и сердито. Но с 2006-го года с Pb сдернули корону — борьба за экологию, охрана труда — вредная это гадость, свинец — накапливается в тельце человека и его пары на производстве вызывают заболевания. Поэтому в моду вошли бессвинцовые припои. Для замены свинца в припое применяются такие металлы, как медь (Cu), серебро (Ag), висмут (Bi), индий (In), цинк (Zn) и даже золото (Au).
И вот по поводу этого решения споры не прекращаются и по сей день. Многие считают навязывание бессвинцовой технологии провокацией крупных фирм, производящих массовую электронику для подавления слабых конкурентов. Свинец в припоях занимает 0,05% от общего объема использования свинца. На первом месте — боевые пули и аккумуляторы. Свинец широко используется для оболочек кабелей, гидроизоляции фундаментов, в красках и многом другом. И никто не собирается от него отказываться в этих видах использования.
А для некоторых плат, используемых в особо ответственных местах (к примеру, космическая промышленность) свинец, как бы не запрещен — видимо, требования к надежности там чуууууть повыше))), так и остался. Да и для ручной пайки старый добрый ПОС61 свободно продается. То есть дома, самостоятельно, травиться можно что-ли?!
И вот мы с вами еще на шаг приблизились к вопросу, отчего же нынешние компы “ходят” уже не так как в те, славные времена, когда и трава была, разумеется, зеленее?
Видов дефектов пайки много. Специалисты об этом симпозиумы собирают и оспаривают аргументированные мнения друг друга. А я автомеханик, который что-то на примитивном уровне может запаять)
Итак, дефекты пайки электроплат, которые с годами, а на некоторых “кошках” вообще не особо отходя от конвейера, не дают спокойно спать счастливым обладателям англичан:
1.Дефектов то много, но нас один интересует. Трещины паяного шва.
Они бывают видимые глазу, бывают совсем микро) Но в нескольких MINI и в очень многих ягуарах именно это явление было причиной неисправности или периодически проявляющихся сбоев.
Следующим этапом мы попытаемся поразмышлять, почему и от чего возникают трещины в пайке? Я считаю, что причин несколько:
а) в многоцикловой усталости шва, вибрациях, коих в любом автомобиле много. По сути, это и является в большинстве случаев основной причиной образования микротрещин.
б) как раз таки в применении бессвинцовой технологии пайки, в которой лишь японцы видимо пока преуспели)) “Оловянную чуму” победили, но припои бессвинцовые имеют ряд недостатков (более хрупкие, температура пайки выше и требования к подготовке поверхностей выше, вообще довольно узкий диапазон рабочей температуры “изделия” — все чуть-чуть похуже)
в) редкие, но меткие, ярко выраженные косяки производителя электрокомпонентов для производителя автомобилей. На одних и тех же моделях десятки случаев, а у особо талантливого XF — сотни повторяющихся одних и тех же случаев, с одной и той же неисправности (это видимо ошибки в наладке оборудования на заводе-изготовителе и поздное выявление допущенных ошибок, поскольку огромная партия деталей больна этим врожденным недугом) Это непропаи, пустоты, шлаковые и флюсовые включения, раковины и тп.
г) страсть и мода к всему MINIатюрному)))) — ошибки в проектировании печатных плат с точки зрения их дальнейшей сборки и испытаний. Всем известные проблемы, возникающие при желании разработчиков и конструкторов разместить сложный функционал в малом объеме, что вызывает необходимость «плотного» размещения компонентов и многослойных структур печатных плат. Высоконагруженные процессоры греются. При этом повышение температуры может приводить к сбоям, которые за хвост поймать очень сложно. Речь идет о так называемом эффекте электромиграции. Он проявляется в скачках напряжения, приводящих к случайным замыканиям одного или нескольких контактов и нарушению работы схем (появлению задержек и даже поломке). А тенденция засунуть всего побольше в один блок привела к тому, что новенький молодежный и ультра гламурный Range Rover сейчас являет собой оплот электро-глюков и неисправностей. Намек на главный контроллер информационно-развлекательной системы (IMC) — краеугольный камень всех систем комфорта водителя и пассажиров. Периодическое “отваливание” магнитолы на MINI Countryman R60 — тоже про это.
геморрой — позиция под циферкой 4
те же яйца, только в профиль
Для тех уникумов, кто дочитал, выявив нелепые попытки слабо-технически подкованного юноши разобраться почему летят интегральные микросхемы, респект и уважуха. И возможно эта поверхностная статья станет стимулом к самостоятельному вниканию, что же такое точка солидуса и температура ликвидуса))) Поскольку эта писанина — это думы, то делитесь своим вИдением проблемы недолговечности плат в блоках управления в автомобиле. Быть может, я вовсе не корень зрю)))
Пайка плат в Китае:
посредством молитвы взывает к электрону…
Москва, Лондон-Авто СЕВЕР, Дмитровское ш9с4
Москва, Лондон-Авто ЮГ, Автозаводская 20с8
в статье так или иначе использованы выдержки из следующих источников:
sibac.info/studconf/science/xlvi/110160
asold.ru/upload/files/Komponenty_i_tekhnologii.
go-radio.ru/lead-free-solder.html
masterpaiki.ru/vse-pro-mikrotreshhinyi-v-payk.
habr.com/ru/company/it-grad/blog/349480/
2012г, Атлас дефектов паяных соединений Калиниченко Н.П., Викторова М.О.
1967г, Справочник паяльщика Лакедемонский А.В., Хряпин В.Е.