К своему удивлению обнаружили, что на такую общеизвестную проблему, как косяк с термостатом на мини купер у нас статьей дань почтения гению британских инженеров не отдана. Исправляемся.
По большому счету некая неприятность — неисправность термостата MINI имела место быть и на первом поколении — MINI Cooper R50 и MINI Cooper S R53. Там термостат шел с специальной профильной прокладкой и при эксплуатации корпус термостата вело из-за температурных нагрузок. В результате владелец мини получал подтекание антифриза между головкой блока цилиндров и корпусом. Еще с 2004-го года мы корпус шлифовали на наждачном кругу))) Много воды с тех пор утекло… Вернее сказать, антифриза.
Но о недугах термостата MINI R55-R61 можно слагать былины!))
Парни с конструкторского бюро MINI/ Peogeot/ Citroen сделали очень много, чтобы накосарезить буквально в каждом своем шаге, при исполнении этого элемента системы охлаждения.
Характерных неисправностей было несколько:
1. Датчик температуры начинал нещадно лгать и давать блоку управлению двигателем неверную информацию. Минивод это чувствовал так: мог загореться чек — ошибка двигателя, более продолжительный и неравномерный холодный запуск мотора, вентилятор охлаждения ДВС молотил как не в себя всегда. При глушении авто он мог охлаждать мотор еще 5 минут. Даже, если на улице температура -35 градусов С и MINI не запустился… Температура охлаждающей жидкости является величиной для следующих расчетов: количество впрыскиваемого топлива и заданное значение частоты вращения коленвала на холостом ходу. Поэтому при обрыве провода в датчике температуры блок DME “видит” -40гр.цельсия и при запуске топлива подается значительно больше, чем необходимо — свечи заливает бензином, двигатель не запустится. Так же, при запуске по этой же причине (много бензина) вся система управления ДВС работает некорректно. При этом, другие датчики, которые контролируют температуру (датчик наружней температуры, датчик внутри блока упр.двигателем, датчик давления и температуры во впускном коллекторе) отправляют в блок управления двигателем корректные данные. Последний охUiwает и не понимая, какая температура охлаждающей жидкости на самом деле, на всякий случай включает вентилятор охлаждения двигателем. Все во имя защиты! Случалось, что вентилятор по этой причине сгорал или пригорали контакты управляющего реле.
002F22 DME: температура двигателя достоверность
00CF2D DME: сигнал температуры ОЖ от системы управления двигателем
2. Обрыв активной спирали, которая является частью системы принудительного открытия термостата и работы всей системы с задействованием большого круга охлаждения — плюс радиатор охлаждения ДВС.
003490 DME: программируемый термостат, активация обрыв провода
3. Механическое разрушение. Да, этот дивный элемент производится методом склеивания/ спаивания и при работе системы охлаждения MINI Cooper 105-111градусов термостат мини, случается, лопается.
Наиболее распространена все же неисправность датчика температуры ОЖ. Настолько распространена, что бедолаги — инженеры понаделали кучу замен самого термостата, несколько ремкомплектов и вариантов унификации разных термостатов под разные типы проводки. Часто по VIN на минике должен стоять один вид термостата, а по факту стоит другой + измененный патрубок с выносным датчиком температуры ОЖ. А бедолагами инженеров немецкого концерна, производящего в Великобритании и Голландии английские марки авто, мы называем потому, что ВСЕ их полумеры и полноценные исправления этого косяка НИЧЕГО НЕ ИСПРАВИЛИ.
Вот номера термостатов, устанавливающихся на моторы 1.6л, MINI 2006-2013 (на MINI Countryman их ставили до 2016-го)
11 53 7 534 521
11 53 8 699 290
11 53 8 671 513
11 53 7 647 751
11 53 7 647 305
11 53 7 588 876
11 53 8 674 895
Добавьте к этой петрушке три вида адаптеров 12518611289, 12517646145 и 12518614952 для выносного датчика температуры, плюс несколько ремкомплектов, таких, как вкручивающийся датчик прямо вместо прокачного штуцера для удаления воздуха из системы охлаждения и мы буквально чувствуем ту боль, которая мучила всю команду конструкторского бюро BMW/ MINI, испытателей и пацанов, работающих с рекламациями.
Скажем так — на первом моем MINI R56 2007-го года термостат не менялся до 189000км -до момента, когда миник был продан. А вот на втором MINI автора этой статьи — MINI Cooper Clubman 2012-го года термостат за время гарантийного периода (2 года) заменили 4 раза)) Скажем так — менять этот узел будут все. И это одна из двух деталей, которые минивод, отправляясь в дальнее дальнее путешествие, пожалуй что должен взять с собой)) Потому что сегодня термостат молодец, а через 5 минут он лопнул по шву и выплевывает антифриз.
А теперь ТЕОРИЯ. Для любопытствующих)
Программируемый термостат и датчик температуры охлаждающей жидкости MINI Cooper 2006-2016
В термостате есть нагревательный элемент. Он традиционный — некое вещество на основе парафина, которое при нагреве расширяется и преодолевая усилие пружины выталкивает шток — клапан. Температура открытия клапана термостата 105 °C. Но при этом в этом механическом расширяющемся теле есть электрическая спираль, которая в зависимости от режимов работы двигателя принудительно открывает термостат в такое положение, которое укажет блок управления двигателем. При движении с низкой нагрузкой термостат настраивает высокую температуру охлаждающей жидкости (дивно для экономии топлива). При полной нагрузке и высоких оборотах для защиты узлов трения температура охлаждающей жидкости опускается до примерно до 85 °C.
Датчик температуры охлаждающей жидкости находится на корпусе термостата. На первых версиях он менялся отдельно, затем термостат имел исполнение с встроенным датчиком температуры. После того, как того гения, который это придумал линчевали, термостат снова имеет отверстие, в который отдельно устанавливается датчик температуры.
Открывание и закрывание программируемого термостата определяется параметрической матрицей. Такую регулировку можно подразделить на 3 диапазона:
— Двигатель холодный, термостат закрыт:
— Охлаждающая жидкость циркулирует только в двигателе. Охлаждающий контур закрыт. Термостат не активизируется.
-Двигатель горячий, термостат открыт:
Через радиатор течет вся охлаждающая жидкость. При этом используется максимально возможная интенсивность охлаждения. Термостат не активизируется.
Диапазон регулировки термостата:
Часть охлаждающей жидкости течет через радиатор. Программируемый термостат открыт, начиная со 105 °C, и поддерживает постоянную температуру ОЖ. В этом диапазоне можно целенаправленно повлиять термостатом на температуру охлаждающей жидкости. Таким образом в зоне частичной нагрузки двигателя можно установить повышенную температуру ОЖ. Более высокая рабочая температура в диапазоне частичной нагрузки уменьшает трение. Благодаря этому уменьшаются расход топлива и токсичность ОГ. В режиме полной нагрузки высокая рабочая температура является недостатком (уменьшение угла опережения зажигания из-за детонации). Поэтом в режиме полной нагрузки с помощью термостата целенаправленно настраивается температура охлаждающей жидкости, равная 85 °C.
Источник тех.информации newtis.info
Ну и размышления о высоком! Теория ведь! Посему — этой схеме принципиальной работы системы здесь быть! Кто скажет, где на схеме термостат?)))))