Если вбить в поисковую строку google “сломанные коленвалы”, то более половины изображений — детальки с Land Rover Discovery III 2.7 или Discovery 4, Range Rover Sport и другие с 3,0 литрами. Слава опережает легендарную марку.
“Итак, давно обещали поразмышлять на тему подбора правильного моторного масла для немолодого дизельного мотора.
Какие задачи для себя ставим?
Попробовать подобрать масло разумное по цене, с высокими эксплуатационными характеристиками, долгим сроком службы и достаточными низкотемпературными свойствами. Выбирая масло я сразу оговариваюсь, что машина эксплуатируется в средней полосе в температурном диапазоне +35/-30, без экстремальных спортивных нагрузок, ездовой цикл в основной массе длинный, хотя и короткие пробеги в режиме старт/стоп присутствуют, масло меняю раз в 12-15т.км, заправляюсь на ЛЮБОЙ брендованной заправке (Лукойл, Газпромнефть, Роснефть, ВР), избегая только заправки у откровенных частников.
Рискну давать рекомендации на основе более чем 15-ти летнего опыта работы в масляном бизнесе.
Начнем, как водится, с самого простого!
Первое цифровое обозначение в спецификации масла указывает на температуру гарантированного низкотемпературного пуска.
5W- гарантирует запуск исправного двигателя до -30С
0W- гарантирует старт до -35С.
Для эксплуатации в средней полосе считаю достаточным масло 5W-. При наличии предварительного подогревателя возможен запуск мотора и при более низких температурах.
Использование суровой зимой масел 15W- и 10W- чревато затрудненным проворачивание коленчатого вала, повышенными нагрузками на привод масляного насоса, задержками в подаче масла к механизмам двигателя и иными негативными моментами, но в условиях наших сегодняшних теплых зим средней полосы РФ, использование масла 10W-, гарантирующего старт до -25С, считаю вполне экономически разумным и оправданным.
Тем кто уже устал от цифр и не хочет вникать в технические детали, сразу напишу, что в современном мире развития масел превалируют три основных тренда:
— снижение вязкости масла ради достижения мифической топливной экономичности на уровне погрешности приборов измерения.
— обеднение пакета присадок, т.к. топливо становится экологичней и допускается снижение количества вводимых присадок, которые для топлива в низким содержанием серы могут считаться избыточными. Большое количество присадок в масле так же не самым благоприятным образом сказывается на здоровье мотора, т.к. участвует в образовании отложений на поверхностях ЦПГ, клапанах и выводит из строя каталитические нейтрализаторы, сажевые фильтры и прочие нежные устройства сохранения экологии.
Так что на вопрос каким должен быть пакет присадок всегда отвечаем:
СБАЛАНСИРОВАННЫМ
— За последние 10-15 лет не встречали ужесточения требований, связанных в усилением противоизносных характеристик масел. Они считаются достаточными с начала 2000-х годов и особенно с тех пор не развиваются. Борьба идет за снижение количества присадок при сохранении тех же противоизносных свойств, ну или почти таких же.
Подводя черту под перечисленными выше тенденциями хотим заметить, что категорически не готовы снижать высокотемпературную вязкость масла в своем личном моторе и очень настороженно относимся к современным разработкам, направленным на обеднение пакета присадок. Кто может гарантировать, что в глубинке в бак не бахнут прямогонного газойля или маловязкого судового топлива (МСТ), количество серы в которых мягко говоря выше нормы. Нормальное или “полнозольное” масло с таким сюрпризом должно справиться, а вот обедненный пакет полноценной защиты не даст.
И теперь немного лирики о том, по каким параметрам правильно подбирать масло для своего любимого и ненаглядного мотора.
В описании масла производитель часто указывает “усредненные цифровые параметры”, особого доверия к которым у меня нет. Паспорта на партию масла с указанием точных параметров капиталисты перестали делать уже как лет 10-ть. Отечественные производители еще делают, но никому эти цифры особенно не показывают. Сравнивать масла по щелочному числу, зольности, температуре застывания и вязкости, использую в качестве основы некие “усредненные параметры” большого смысла не вижу, т.к. честных цифр нет. Можно ориентироваться на анализы всяких Ойл Клубов, но нет у меня гарантии, что парням не отправили специально сваренную под испытания партию масел, чем грешат всякие микробные частные молодые, но амбициозные брендики. А тратить свое время и деньги на анализ отработанного масла у меня особенного желания нет.
Напомню на всякий случай, что мы рассматриваем случай пожившего дизельного мотора в возрасте около 10-ти лет, пробегом 100-150т.км и мы хотим, что бы он пробежал еще минимум столько же.
С нашей точки зрения наиболее разумным выбором является переход на масла категории “для коммерческого транспорта”, т.к. в этой категории обитает меньшее количество маркетологов-мухлежников, поющих сказки про “главную деталь в Вашем моторе”, “кристальную чистоту” и прочий невиданный прирост мощности и экономичности.
Как уже писали выше, параметры свежего масла очень легко подделать или подогнать под “требуемые и красивые” и по этой причине при выборе качества масла (или правильно называть это уровнем эксплуатационных свойств) самым важными лично для нас остаются одобрения производителей техники OEM. Наиболее уважаемые производители техники не дают свои одобрения просто так, а проводят серьезные и дорогие ресурсные испытания. И если продукт РЕАЛЬНО одобрен производителем, то это что-нибудь да и значит!
Но и тут проклятые маркетологи придумали свои дьявольские фокусы, которые хорошо видно на примере одного из масел MOBIL.
Используются следующие термины:
Продукция имеет следующие одобрения производителей оборудования или по-английски Approved.
Такая формулировка значит, что компания отправляла образцы, платила деньги, проводила реальные испытания и имеет бумагу от производителя OEM, который подтвердил и разрешил.
Продукция превосходит следующие требования или соответствует им или по-английски Meets requirements.
В ряде требований к маслам есть что-то типа самосертификации, когда компания должна самостоятельно провести анализы и отправить результат в организацию, выдающую одобрения. Обычно в таких случаях грубого мухлежа никто не допускает, т.к. возможна закупка контрольной партии и повторная проверка.
НО! Мы помним, что никаких длительных тестов непосредственно САМ производитель техники не производил.
Данная продукция рекомендуется корпорацией ExxonMobil для применения там, где требуются или по английски quality level
Это самая “маркетологическая” формулировка, кода можно перечислять любые старые и отмененные требования и стандарты ОЕМ, по которым никто уже никаких тестирований не производит, контрольных закупок и судебных разбирательств проводиться не будет и сам производитель масел обычно никаких сложных анализов, раздавая подобные одобрения, не производит.
При этом MOBIL довольно таки честный производитель, который вполне прозрачно показывает, где он смухлевал, в отличие от многих других более гибких и хитрых.
Например, на сайте Castrol у продукта CASTROL VECTON FUEL SAVER 5W-30 E7 одобрения перечислены не так прозрачно и не так однозначно, но разобраться можно.
www.castrol.com/ru_ru/rus…ecton-fuel-saver-5w-30-e7
А вот у продукта-конкурента под брендом Shell маркетологи коварно свалили все одобрения в одну кучу под именем “Спецификации и допуски” и разделить, что действительно дал производитель, а что дорисовали хитрые продажники уже совсем невозможно! Пример — ссылка на продукт SHELL RIMULA R6 ME 5W-30 ниже. www.shell.com.ru/motorist…a/shell-rimula-r6-me.html
Как Вы видите, подводных камней много, но нам нужно как-то определяться с выбором масла.
Предлагаем придерживаться следующих критериев:
— надежный бренд в вертикально интегрированной нефтяной компании;
— наличие своего собственного производства;
— вязкость 5W-40
— Комбинация правильных грузовых одобрений для дизельных моторов API CI-4(CI-4 PLUS, CH-4), VOLVO VDS-2(Volvo VDS-3), Global DHD-1, Scania LDF, MACK EO-M(MACK EO-M Plus), MB 228.5(MB 228.3), Renault RLD-2
В скобках указаны альтернативные одобрения.
Ну и далее список продуктов, которые наиболее полно подходят под заданные параметры:
MOBIL Delvac 1 SHC 5W-40
MOBIL Delvac 1 SAE 5W-40
SHELL Rotella T6 SAE 5W-40
PETRO-CANADA Duron-E Synthetic 5W-40
TEBOIL Super HPD SAE 5W/40
ЛУКОЙЛ Авангард Ультра 5W-40 CI-4/SL
GAZPROMNEFT G-Profi MSI 5W-40
GAZPROMNEFT Diesel Premium 5W-40
Продукты указаны в порядке убывания стоимости (экспертно). Все они вполне подходят для надежной защиты не молодого дизельного мотора.”
Для “проблемных” двигателей TDV6 2.7 и SDV6 3.0 производителем рекомендовано масло 5W-30 с допуском А5/В5 “фьюэл экономи” и с допуском С1 для автомобилей, оснащённых сажевым фильтром. Но… Если мы “вдруг вспомним”, что эти двигатели устанавливались на автомобили концерна PSA под названием DT17 и DT20, покопаемся в архивах, то обнаружим, что… “Опачки”:
Неожиданно! Правда?!
Французы допускали применение масла с вязкостью 5W-40 в двигателе 2,7 “на законных” основаниях. Поскольку двигатель объёмом 3.0 отличается только наличием второй турбины, то считаем, что и для него это так же справедливо.
Исходя из вышеперечисленного, теперь при проведении ТО мы предлагаем выбор для владельцев “проблемных” двигателей Land Rover Discovery III 2.7 или Discovery 4, Range Rover Sport с 3-хлитровыми моторами: Мобил Делвак 5W-40 или Кастрол Магнатек 5W-30 C3 Старт-стоп.
Для остальных дизелей: 2.2, 3.6 и 4.4, которые “ни в чём таком не замечены”, продолжаем использовать Кастрол (он дешевле 🙂 ).
А для “древних” ТД5 и 300ТДИ так же предлагаем Мобил Делвак, тем более, что на ТД5 5W-40 входит в список одобренных производителем.
Ну и ещё немного картинок )))
Сравнивая допуск BMW LL (есть у Кастрол Магнатек старт/стоп С3) с допуском 913 (Эдж профешнл А5/В5 — видно, что Long Life перекрывает все требования 913, кроме топливной экономичности
В сухом остатке масло Магнатек С3 стоп-старт лучше рекомендованных, одобренных, масел (Castrol Magnatec 5W-30 A5 либо Castrol EDGE Professional A5 5W-30) при условии, что мы «кладём» на топливную экономичность. Но как показывает 3-х летний опыт использования масла Магнатек С3 на большом количестве автомобилей, жалоб на повышение расхода топлива ни разу не было, т.е. изменение топливной экономичности находится в пределах погрешности
В сухом остатке масло Магнатек С3 стоп-старт лучше рекомендованных, одобренных, масел (Castrol Magnatec 5W-30 A5 либо Castrol EDGE Professional A5 5W-30) при условии, что мы «кладём» на топливную экономичность. Но как показывает 3-х летний опыт использования масла Магнатек С3 на большом количестве автомобилей, жалоб на повышение расхода топлива ни разу не было, т.е. изменение топливной экономичности находится в пределах погрешности