Land Rover Discovery - London Auto (Лондон Авто Москва)

Land Rover Discovery

4 поколения Открытий

“The farmer in the tuxedo” («Фермер в смокинге/фраке») Преемственная британская молва.

Проект “J” или «Ровер для Прерий»

Вторая половина 80-ых годов ХХ века выдалась не лучшей для всей автопромышленности Великобритании. Государственное регулирование автомобилестроительного холдинга “British Leyland Group” поставили Land Rover на грань коллапса и остановки производства. В модельном ряду компании возник серьёзный вакуум между утилитарными Series III и Land Rover 90 и 110 c одной стороны, и лощеным аристократом Range Rover, с другой. И этот вакуум срочно требовалось заполнить, дабы не растерять остатки клиентов и рынок.

Land Rover Discovery - 4 поколения Открытий

В 1986 году в конструкторских бюро и макетных мастерских в Solihull начинается работа над новым автомобилем проекта J (project Jay). Имя, еще не рожденному, выбирают незамысловатое – Prairy Rover. Основным техническим заданием является жесточайшая экономия средств. Донорами используются все, производящиеся на заводах Austin-Rover Group, автомобили. Фары от Austin Sherpa, задние фонари от Rover Maestro Van. Но, конечно, самое затратное – платформа. Здесь выдумывать нечего – на производстве уже есть, пригодная для гражданского внедорожника, платформа Range Rover 100 inch. Однако требуется максимально отдалить внешний вид новинки от заслуженного ветерана рынка Luxury Cars. Во время макетирования принимаются достаточно смелые, с точки зрения автодизайна того времени, решения, но благодаря им и вырисовывается немеркнущий и узнаваемый следующие полтора десятилетия образ легендарного внедорожника.

К моменту подготовки новинки к серийному выпуску она получает более звучное, и ставшее легендарным, имя – Discovery. Первые автомобили 1989 г.в. получили 3-х дверные кузова и карбюраторные двигатели V8, но уже к концу 1990 года в серию пошли 5-ти дверные кузова с инжекторными двигателями.

Land Rover Discovery - 4 поколения Открытий

Прибаутка «Как вы лодку назовёте – так она и поплывёт» – в данном случае оказалась права на все 100%. Умеренный интерес к новинке сменился ажиотажным спросом после легендарной экспедиции Camel Trophy по мифической территории «империи зла» СССР – Сибири в 1990 году. В этой экспедиции принимали участие Discovery с новыми турбодизельными двигателями 200Tdi, отменно зарекомендовавшими себя в тяжелейших условиях Прибайкалья. Новый турбодизель Gemini (кодовое имя, присвоенное командой инженеров-разработчиков), мощностью 111 л.с., имел алюминиевую головку блока цилиндров, ременной привод газораспределительного механизма и непосредственный впрыск топлива.

Land Rover Discovery - 4 поколения Открытий

К 1992 году были увеличены объемы агрегатного производства, что позволило начать оснащение Discovery автоматическими КПП ZF, а к середине 1993 года, наконец, устанавливать двигатели V8 объемом 3,9 литра.

Land Rover Discovery - 4 поколения Открытий

В 1993 году Land Rover начинает работать над face-lifting Discovery, одновременно пытаясь заняться продвижением на японском рынке совместно с компанией Honda. Проект оказался неудачным – вместо запланированных продаж в 1200 автомобилей в первый год, японские потребители приобрели лишь 600 экземпляров. В том же году на Discovery начинают устанавливать 2-х литровый бензиновый двигатель T-16 от легкового Rover. Такие автомобили предназначаются для европейских стран с прогрессивными налогами на автомобили с двигателями объемом свыше 2 литров. Основной рынок сбыта – Италия, Швейцария, страны БеНиЛюкса. Такой Discovery откровенно слаб для буксировки прицепа, почти беспомощен на бездорожье, но позволяет разгоняться до 160 км/ч по шоссе. Вытекающим событием становится появление 3-х дверной версии Commercial – спартанский салон, всего 2 сиденья и минимум остекления кузова.

Land Rover Discovery - 4 поколения Открытий

Во второй половине 1994 года Discovery делают кардинальный face-lifting. Полностью меняется светотехника передка, решетка радиатора, облицовки бампера, изменена конфигурация моторного щита, что позволяет установить новое торпедо, улучшить отопление, вентиляцию и кондиционирование салона. Сиденья становятся более глубокими, с развитой боковой поддержкой, а также получают электрические регулировки и обогрев. В заднем бампере устанавливаются дополнительные фонари-повторители. Заслуженный V8 обретает новый масляный насос и улучшенный впрыск. Но, конечно, главными новинками становятся дальнейшее развитие турбодизеля Gemini 200Tdi – 300Tdi и новая улучшенная механическая КПП R380 c более четкой синхронизацией передач. В дизельном двигателе изменена головка блока цилиндров, доработан и улучшен впрыск топлива, снижены шумность и вибрация. Антиблокировочная система тормозов становится штатной в комплектации ES и опциональной во всех остальных, также устанавливаются водительская и пассажирская подушки безопасности SRS. Передние и задние стабилизаторы поперечной устойчивости входят в штатную комплектацию. Для американского и канадского рынков, с повышенными требованиями к экологии, Discovery получает улучшенную, но упрощенную систему управления распределенным впрыском от нового Range Rover P38A.

С таким солидным багажом новинок и улучшений Discovery легко завоевывает титулы Best Off-Roader в 1994-ом и Four-Wheeler of the Year в 1995-ом годах.

Land Rover Discovery - 4 поколения Открытий

Усовершенствования продолжались всю девятилетнюю жизнь Discovery. В 1996 году опционально становится доступна электронная система управления дизельным двигателем, что позволяет получить прибавку в мощности и начать серийно устанавливать автоматические КПП. Последние Discovery были выпущены в год 50-ти летнего Юбилея Land Rover.

Land Rover Discovery - 4 поколения Открытий

К тому же юбилейному, для Land Rover, 1998 году была подготовлена кардинально обновленная модель Discovery – Land Rover Discovery Series II. Внешне автомобиль “Project Tempest”, работа над которым началась в 1996 году, мало отличался от предшественника, несмотря на полностью новые, аутентичные кузовные панели и более 1300 прочих отличий. Основным изменением в конструкции кузова стало удлинение задней части автомобиля для большей вместимости багажного отсека, что, в свою очередь, повлекло ухудшение внедорожных качеств автомобиля, и возросшая его высота – на 6 см., и ширина – на 5 см. Колесная база осталась неизменной. Качество новых кузовных панелей оказалось «на высоте», а при проектировании учли все недостатки предшественника, что позволило значительно улучшить антикоррозионную устойчивость кузова.

Полностью изменился дизельный двигатель. На смену неприхотливому 300Tdi пришел новый мощный и эластичный 5-ти цилиндровый Storm TD5, собственной разработки, часто приписываемой BMW, с непосредственным впрыском топлива насос-форсунками. За основу нового двигателя был взят устаревший, но надежный 2-х литровый 4-х цилиндровый дизель Rover L-series, к которому инженеры-конструкторы из Solihull просто добавили еще один цилиндр. Инженеры BMW поспособствовали лишь цепным механизмом привода ГРМ, сконструированным по принципу баварских моторов. Бензиновый V8 также подвергся модификации, получив систему питания BOSCH, объем 4,0 литра и имя Thor. Последние версии для американского рынка оснащались 4,6 литровыми двигателями от Range Rover P38A. В подвеске, взамен устаревших а-образных рычагов с шаровыми опорами, появилась гидравлическая система стабилизации поперечной устойчивости Уатта, а элементы передней подвески лишь незначительно отличались от Range Rover P38A. Добавить к этому удачные элементы тормозной системы, заимствованные с того же Range Rover P38A, новую систему ABS и Traction Control – вот и пакет кардинальных улучшений плавности хода и управляемости на дороге. Трансмиссия получила электронное управление и отсутствие ручного включения блокировки в раздаточной коробке. Лишь под давлением американских заказчиков блокировку вновь вернули в 2003 году.

Land Rover Discovery - 4 поколения Открытий

Весной 2002 года автомобильной общественности была представлена финальная модернизация Discovery 2. Как это и было принято ранее, модернизация, в основном, коснулась передка автомобиля. Обновились передние бампера, решетки радиатора, противотуманные фары, а головные фары стали прозрачно-приближенными к оптике нового флагмана Land Rover – Range Rover Vogue. Обновили и интерьер – появилась перфорированная кожа, черный и кремовый цвета салонов.

Бензиновые двигатели получили систему вторичного дожига отработанных газов SAIS, что позволило в последний раз втиснуть усталого ветерана Rover V8 в очередные, ужесточившиеся экологические нормы. После 14 лет модификаций и усовершенствований внедорожник, всё же, стал законченным шедевром Land Rover, но продержался на конвейере лишь… 1 год.

Land Rover Discovery - 4 поколения Открытий

Очередная смена модельного ряда Land Rover, забавно совпала с очередной сменой владельца компании. На смену баварскому концерну BMW пришел транснациональный гигант Ford. Здравый практицизм, присущий всем наследникам великого Генри, был основным стержнем создания обновления среднего сегмента и бестселлера Land Rover – Discovery. Новое творение инженеров и конструкторов из Solihull-а по праву именовалось All New Discovery 3 – полностью обновленный.

Land Rover Discovery - 4 поколения Открытий

Основным отличием кардинального обновления Discovery, стала его неординарная внешность. Даже использование скетчей и макетов прототипов первых Discovery не смогло предотвратить выпадение стилистической связи с предыдущими поколениями модели. Но расчет маркетологов и дизайнеров оказался верен – необычная внешность привлекла покупателей и значительно расширила и изменила тип владельцев автомобилей Land Rover. All New Discovery 3 просто стал модным автомобилем, очередным символом успешности и амбиций.

Стоит упомянуть и интерьер нового британского аристократа. Стилистически и по уровню роскоши салон All New Discovery 3 приблизился к флагманскому Range Rover. Это прослеживалось во всем, начиная от компоновки органов управления, приборной панели и рулевого колеса. Начиная с 2007 года в комплектации появилась прозрачная «альпийская» крыша, в замен скромных «альпийских» окошек предшественников.

Land Rover Discovery - 4 поколения Открытий

Не менее важным и стал отказ от улучшения внедорожных качеств в угоду комфортабельности и надежности (по меркам европейских и американских инженеров). Если положительные изменения в имидже Марки в плане надежности и комфортабельности и были достигнуты, что очередной раз принесло Land Rover успех и волну продаж по всему миру, то имидж внедорожника слегка потускнел и размылся. Судите сами.

Land Rover Discovery - 4 поколения Открытий

Колесная база выросла от 100 дюймов до 113 дюймов, а это больше, чем у Defender 110. Конечно, в первую очередь увеличился объем багажного отсека и комфорт пассажиров салона. Но одновременно и ухудшилась геометрическая проходимость Discovery 3. Конечно, британцы попытались это компенсировать независимой воздушной подвеской, управляемой электроникой с весьма разумным выбором режимов для бездорожья, дополнительными блокировками дифференциалов в раздаточной коробке и заднем редукторе, но имитация и стимуляция, как известно, никогда не заменяет действительной реальности. Не смотря на впечатляющие демонстрации возможностей Discovery 3, как на различных полигонах и тестах, так и в экспедициях G4 Challenge, этот новый внедорожник больше предназначен для дорог общего пользования. Его возможности, в комплектации без электронной пневмо-подвески и блокировки заднего дифференциала, так же скромны, как у обычного кроссовера, что, согласитесь, слегка напоминает перевязь Портоса, дорогую и великолепную лишь спереди. Да и обилие рычагов подвесок, сайлентблоков и шаровых опор не предполагает частое и серьёзное использование Discovery 3 вне дорог с хорошим покрытием. Но, надо отдать должное Land Rover, даже по российским дорогам, подвеска выдерживала почти полный срок пробега до окончания гарантии. Не совсем удачной оказалась первоначальная конструкция и качество изготовления передних ступиц, что тоже, со временем, было устранено британским производителем. Элементы же, пневмо-подвески, наоборот оказались устойчивыми к российским антигололёдным реагентам, и отслужили, как минимум, по четыре года. Вообще, конструкция независимой подвески Discovery 3, показала свою неприхотливость и несложность в обслуживании.

Land Rover Discovery - 4 поколения Открытий

Наиболее же заметными и ощутимыми, в лучшую сторону, оказались новые двигатели All New Discovery 3, ведущие своё происхождение от Jaguar и Peugeot. Новый дизель TDV6, разработанный совместными усилиями Ford и французского концерна PSA, казался революционно-великолепным. Впечатляющая мощность, превосходящая предшественника, почти бензиновая динамика, скромный аппетит, мягкость и тяговитость, а еще и возможность чип-тюнинга с прибавкой дополнительных 35 «лошадок» – чего еще оставалось желать владельцу большого и комфортабельного внедорожника. Как всегда, российским владельцам Discovery 3, на долю выпали свои испытания. Клапана рециркуляции отработавших газов не могли справиться с обилием серы в российском дизельном топливе, что стало сказываться на весьма недолгом их сроке службы. Да и предпусковой подогреватель Webasto тоже оказался слишком привередлив к качеству топлива и обилию добавляемых зимних присадок. Другой бедой оказались, по мнению теплолюбивой европейской электроники, «экстремально» низкие зимние температуры, что приводило к обмерзанию температурных и топливных датчиков и автоматическому переходу на аварийные программы управления двигателем. Запланированный же переход Land Rover на экологические нормы Евро-4 повлек новые проблемы, связанные с надежностью новых ТНВД, но положительно сказался на продолжительности жизни клапанов рециркуляции отработавших газов.

Land Rover Discovery - 4 поколения Открытий

Еще одним «превосходным» признаком современности стало обилие электронных систем и цифровых шин обмена и передачи данных, что практически исключило возможность самостоятельного или низко квалифицированного обслуживания электрики и блоков управления. Это оказалось «приятным» подарком для любителей путешествий, как на дальние расстояния, так и по бездорожью.

Однако, при всех этих электронных ужасах, отношение компании Land Rover к своей продукции, тоже претерпело изменения, согласно современным требованиям. Оперативно выпускались обновления программного обеспечения, устранялись недоработки, постоянно оптимизировались прошивки блоков управления, и через три года после начала серийного производства All New Discovery 3 по праву заработал репутацию надежного Land Rover.

К родовым болезням британского аристократа можно отнести те самые пресловутые клапана рециркуляции отработанных газов, закисающие моторы блокировки заднего дифференциала и нелюбовь к температурам ниже минус 20 градусов по Цельсию.

В общем и целом All New Discovery 3 стал, действительно, новым словом в мире комфортабельных внедорожников, и пробудил угасавший интерес к легендарной британской марке Land Rover.

Land Rover Discovery - 4 поколения Открытий

В 2010 году состоялась запланированная замена All New Discovery 3 на еще более роскошный и современный Discovery 4. Традиционно основные изменения коснулись светотехники, салонов и двигателей. Динамичный TDV6 получил увеличенный объем 3 литра и еще большую мощность. Изменилась решетка радиатора, расширители арок стали окрашиваться в цвет кузова, фары получили светодиодное обрамление, на приборной панели появился графический многофункциональный дисплей. Стилистические изменения еще больше приблизили Discovery 4 к флагману модельного ряда Range Rover.

Land Rover Discovery - 4 поколения Открытий

2005, 2008, 2011 © Vinogradov Nikolay При подготовке статьи использованы материалы © Keith Adams

Титулованность ощущается сразу, как только погружаешься в пилотское кресло. Эргономика «рабочего места», огромный экран мультимедийной системы, еще один дисплей информационного центра между шкалами спидометра и тахометра, кожа, обливающая торпедо, центральную консоль и сиденья, лепестки подрулевых переключателей режимов КПП. Во всём ощутим старший родственник Range Rover Sport. Под капотом уместилась «скромная» 2-х литровая рядная бензиновая «четверка» с наддувом – 240 лошадок позволят небольшому хищнику показать зубы на дороге и соответствовать современной моде двигателестроения. Примечательно, что забор воздуха в фильтр сделан по внедорожному – на уровне верхней кромки крыла, а не снизу, как можно было бы ожидать от кроссовера. Курсовой обзор замечательный, боковой обеспечивают непропорционально большие зеркала, при движении задним ходом активное участие принимает камера. Вообще в Эвоке спрятано всего 5 обзорных камер – в переднем бампере, спойлере пятой двери и боковых зеркалах, что позволяет выводить панорамную картинку. Для облегчения жизни хозяек Эвок оснащается системой активной помощи при парковке – очередная дань ультрамодным новинкам автомобилестроения, так же, как и стеклянная крыша, и амортизаторы с дистанционно изменяемой жесткостью.

Не смотря на мезальянсное смешение корней, Эвок не производит впечатления облагороженного бедного родственника Freelander 2, на чьей платформе он и базируется. Это чувствуется, как только трогаешься с места и начинаешь разгон. Импрессия этого зверя сразу передаётся его водителю, и звуком двигателя, работой коробки передач, индикацией приборов и дисплеев – абсолютно все тактильные восприятия говорят о чем-то выделяющемся, если не выдающемся, а прекрасная динамика бензиновой версии лишь подчеркивает это мнение.

Дань моде, мягко говоря, не обошла и внешность нового члена аристократического семейства Range Rover. Словно в насмешку над фамильными чертами капот отштампован шиворот навыворот, мощная губа переднего бампера, своим переходом в расширители арок, выдаёт родство с младшей ветвью фамильного древа, длинное и покатое лобовое стекло резко контрастирует с подслеповатыми стеклышками боковин и пятой двери. Вообще создаётся впечатление, что нынешний шеф-дизайнер Land Rover Джерри МакГоверн решил оторваться на Эвоке, за те ограничения, которые ему ставило руководство, во времена создания первого поколения Freelander. Однако профессионализма у Джерри не отнять, раз внешность нового кроссовера вызывает столь бурные споры у поклонников и противников обновлений Марки, а тем временем Эвок уже выдвинут в номинацию «Лучший автомобиль 2012 года», и успел получить пятизвездочный уровень безопасности по итогам испытаний EuroNCAP.

Появление Эвок в модельном ряду Land Rover лишь продолжает, уже сложившуюся, традицию революционных «малышей Land Rover» – так было во второй половине 90-ых годов прошлого века, с появлением Freelander. Однако, в свете грядущего разделения брэндов Land Rover и Range Rover, явление «золотого малыша» выглядит вполне оправданным, ведь ему не откажешь в уникальности, как во внешности, так и в претензии на совершенно новую нишу современного автомобильного рынка. Да – в своей новизне он потерял долю истинного аристократизма. Но при всей гламурности подачи, исполнения и целевой аудитории этого нового детища Land Rover, из под «пушистых» форм нет-нет да и блеснёт оскал небольшого, но опасного зверя.

2011 © Vinogradov Nikolay

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *